Мир животных — неотъемлемая часть жизни людей. Родители с детьми могут часами пропадать в трогательных зоопарках. История спасения собаки Майли, брошенной на свалке Лос-Анджелеса, собрала в сети более 10 млн просмотров. И, если взрослые в течение жизни привыкают к «братьям нашим меньшим», то дети рассматривают их, как чудесный объект. Именно на удивлении, живом внимании, на желании пополнить пока бездонный сосуд образов и строится одна из ветвей развития творческих способностей у детей. Избежать «западни для творчества» ребёнку проще, чем взрослому. Ну а взрослые могут опереться на советы сайта severodvinsk-mama.ru.
Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить…
I этап
Родителям, пустившимся в путь к источнику вдохновения своего малыша, можно выехать на дачу, в лес, в парк или выйти во двор. При этом, надев обувь и одежду для исследования луж и зарослей, положить в рюкзачок:
- любой гаджет с фотокамерой;
- ручную лупу;
- корм для животных (семечки, морковка, бутерброд с любым паштетом);
- воду для питья;
- влажные салфетки.
При выборе места для прогулки желательно:
- найти, лужу или поросший травой уголок во дворе;
- расположиться так, чтобы были слышны шорох травы и пенье птиц.
Рекомендовано:
- совместно заняться поиском животных (на земле, в воздухе, у кромки лужи) и каждое сфотографировать;
- описать его вид и поведенческие особенности;
- отметить, где животное живёт и почему некоторых из них не нужно трогать;
- понаблюдать за тем, как ест животное;
- вести диалог.
II этап
Распечатанные снимки это – начало работы на высвобождение творческого потенциала малыша. Главное их преимущество в том, что они ассоциативно связаны с тем, что ребёнок пропустил через себя (смотрел, слушал, нюхал, ощупывал, запоминал, боялся, радовался). Родителям, остаётся только пропустить эти впечатления через совместные игры.
Имитация:
- движений (муравья, сороконожки, белки или полёт бабочки);
- звуков (жужжание жука или пение синички);
- деятельности животных по поиску и сбору пищи (сбор нектара бабочкой или пчелой, муравей тащит семечку, кошка ловит мотыльков);
- поедания пищи (лакание воды кошкой, разгрызание морковки кроликом, поедание листа гусеницей).
Воспроизведение образа животного
- лепка из пластилина, теста, глины;
- аппликация из разных по фактуре, материалов;
- рисование на бумаге, песке, муке, на тесте;
- конструирование из подсобного материала (шишки, горох, жёлуди, детали лего).
Пересказ и сочинение историй, сказок и стишков:
- по каждой фотографии в отдельности;
- по выбранной, ребёнком, паре снимков;
- по группе снимков.
Ролевое воплощение историй, сказок:
- отдельного яркого эпизода (можно с переодеваниями);
- полного сюжета.
Создание папки с фотографиями увиденного и сделанного.
Ожидаемые результаты
Погружение ребёнка в жизнь каждого, отдельного животного, путём наблюдения и последующего творческого его воплощения, откроет возможности:
- понимания жизни животных и развития сочувствия к ним;
- повышение мотивации к познанию;
- улучшение взаимоотношений с родителями и осознание их реального авторитета;
- расширения кругозора;
- развития внимания, памяти, воображения и мышления, наполненного разнообразными и оригинальными образами и идеями;
- повышения обучаемости, как инструмента для поиска и прикладного использования полученной информации.
В результате, родители смогут наблюдать у ребёнка развитие: оригинальности, гибкости, беглости (продуктивности) мышления, легкости ассоциирования, сверхчувствительности (интуиции), что является маркером развития творческой личности, способной созидать мир, в котором животные и люди гармонично дополняют друг друга.